Пояснительная записка к проекту Закона Украины «О саморегулируемых организациях»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к проекту Закона Украины «О саморегулируемых организациях»
1. Обоснование необходимости принятия законопроекта
Дерегуляция стала одной из ключевых реформ страны, однако уменьшение регулирующего воздействия государства на экономику и в частности на субъектов ведения хозяйства, не должно привести к бесконтрольности в действиях субъектов ведения хозяйства, снижения стандартов обслуживания.
Мировой опыт удостоверяет, что саморегулирование бизнеса является эффективной альтернативой государственного вмешательства в экономику, обеспечивает большую гибкость при принятии решений и в то же время гарантирует учёт интересов участников рынка. В то же время, организации саморегулирования существенно повысят конкуренцию в бизнес среде.
При этом существенно сокращаются государственные расходы на регулирование и контроль в соответствующих сферах деятельности, повышается общая эффективность государственного управления за счет переориентирования из оперативного контроля за предпринимательской или профессиональной деятельностью на законодательное регулирование и сокращение числа управленческих связей - объектом регулирования и контроля становится одна или несколько организаций саморегулирования, а не бесчисленное количество субъектов предпринимательства.
Законодательное развитие организаций саморегулирования предусмотрено Программой экономических реформ на 2010-2014 гг. "Состоятельное общество, конкурентоспособная экономика, эффективное государство".
2. Цели и задачи принятия законопроекта
Целями законопроекта является создание института саморегулируемых организаций.
Задачами законопроекта являются:
установление внутренних стандартов деятельности субъектов хозяйственной или профессиональной деятельности. Наработка таких стандартов деятельности - одна из ключевых предпосылок создания саморегулируемой организации, которая будет гарантировать повышение качества продукции или уровня обслуживания. В отмеченном законопроекте также прописанные механизмы контроля саморегулируемой организацией при соблюдении членами этих стандартов, а также рассмотрении жалоб потребителей. В результате наличие именно внутренних требований создает дополнительный капитал для членов саморегулируемой организации - репутационный. Чем выше стандарты, тем больше доверие потребителей к членам СРО;
повышение ответственности субъектов хозяйственной и/или профессиональной деятельности, ввода института консолидированной ответственности, установления дополнительных компенсаторных механизмов. Законом предусмотрены два основных инструмента гарантированного возмещения убытков:страхование ответственности перед потребителями и создания компенсационного фонда саморегулируемой организации. Компенсационный фонд СРО - это нечто другое чем механизм установления консолидированной ответственности, благодаря которому у членов организации появляется заинтересованность в дополнительном мониторинге рынка и в извещении о случаях недобросовестной конкуренции, нарушении стандартов организации или ведении рисковой деятельности, которая может нанести вред потребителям;
развитие взаимодействия между субъектами хозяйственной деятельности в сфере определенной ведения хозяйства или профессиональной деятельности. Одним из базовых признаков саморегулирования является обмен опытом между членами саморегулируемой организации, повышения их профессионального уровня, защита интересов членов во взаимоотношениях с органами власти;
уменьшение регулирующего воздействия государства на субъекты ведения хозяйства. Речь идёт о саморегулируемых организациях с обязательным членством, которое, по закону, предусмотрено в случаях, когда государство передает саморегулируемыхй организации часть своих регуляторных полномочий. Обязательность членства в саморегулируемыхй организации устанавливается исключительно законом, который регулирует отношения в соответствующей сфере. В саморегулируемых организациях именно члены СРО принимают решение о допуске к профессии (предоставляют ли право заниматься определенным видом хозяйственной деятельности) или лишают такого права.
3. Общая характеристика и основные положения законопроекта
Законопроект определяет статус саморегулируемых организаций, права, основные принципы их создания и особенности государственной регистрации, условия членства в саморегулируемой организации.
Следовательно проект закона устанавливает основные принципы деятельности саморегулируемых организаций, а именно:
установление консолидированной ответственности саморегулируемой организации - обеспечение саморегулируемой организацией дополнительной имущественной ответственности каждого ее члена перед потребителями произведенных товаров (работ, услуг) и другими лицами;
наличие коллективных специализированных органов, которые осуществляют контроль за сдерживанием членами саморегулируемой организации требований стандартов и правил хозяйственной или профессиональной деятельности и рассмотрение дел о применении в отношении членов саморегулируемой организации мер административного воздействия, предусмотренных в положении о саморегулируемой организации;
объединение в составе саморегулируемой организации в качестве ее членов (согласно правилам) достаточного количества субъектов хозяйственной деятельности или субъектов профессиональной деятельности определенного вида:не менее двадцати пяти субъектов хозяйственной деятельности или не менее ста субъектов профессиональной деятельности определенного вида, если другое не предусмотрено законом, который регулирует отношения в соответствующей сфере.
Основные функции, права и обязанности саморегулируемой организации обозначены в статье 22. Саморегулируемая организация осуществляет следующие основные функции:
применяет меры дисциплинарного воздействия, предусмотренные данным законом и внутренними документами саморегулируемой организации, относительно своих членов;
оказывает консультационную и другую помощь своим членам в соответствии с уставом саморегулируемой организации;
осуществляет анализ деятельности своих членов на основании информации, которую они предоставляют саморегулируемой организации в форме отчетов в порядке, установленном уставом саморегулируемой организации или другим документом, утвержденным решением общих собраний членов саморегулируемой организации;
представляет интересы членов саморегулируемой организации в их отношениях с органами государственной власти и органами местного самоуправления;
организует профессиональную учебу, аттестацию работников членов саморегулируемой организации или сертификацию произведенных членами саморегулируемой организации товаров (работ, услуг), если другое не установлено законодательством Украины;
своих членов в части соблюдения ими требований стандартов и правил саморегулируемой организации, условий членства в саморегулируемый организациях;
рассматривает жалобы на действии членов саморегулируемой организации и дела о нарушении ее членами требований стандартов и правил саморегулируемой организации, условий членства в саморегулируемыхй организации.
Проектом закона также предусматривается, что определенные функции регулирования со стороны государства будут осуществляться специально уполномоченным центральным органом исполнительной власти по вопросам деятельности саморегулируемых организаций.
К полномочиям специально уполномоченного органа предлагается отнести, в частности, согласование уставов саморегулируемых организаций, осуществления государственного надзора за соблюдением саморегулируемыми организациями требований данного закона, ведения реестра саморегулируемых организаций и ведет такой реестр, и тому подобное.
4. Состояние нормативно-правовой базы в сфере данной правового регулирования
В Украине на сегодня отсутствует специальный закон, который регулировал бы деятельность саморегулируемых организаций.
Принятие Закона потребует внесение изменений в другие законодательные акты Украины.
5. Финансово-экономическое обоснование
Реализация этого проекта Закона не потребует дополнительных материальных или других расходов из государственного бюджета.
6. Прогноз социально-экономических и других последствий принятия законопроекта
Принятие законопроекта создаст возможности для:
сокращения регулирующего оздействия государства на субъекты ведения хозяйства и профессиональной деятельности,
уменьшения коррумпированности экономики;
сокращение аппарата государственного управления;
повышения качества товаров, работ и услуг;
обеспечения эффективного взаимодействия между субъектами, которые осуществляют хозяйственную или профессиональную деятельность, и органами государственной власти.
| статья 1 - 16 | статья 16 - 30 | статья 30 - 37 | Пояснительная записка |