Представляем вниманию читателей нашего сайта обзор текущего положения СРО в России, который нам прислал Александр Валентинович Мешалов, член Комитета Национального объединения проектировщиков «НОП» по защите прав, член Комитета Национального объединения строителей по страхованию и финансовым рискам, юрисконсульт СРО НП «Объединение нижегородских строителей», НП «Объединение нижегородских проектировщиков», НП «Объединение инженеров-изыскателей в строительстве».
Речь в статье идёт о том, насколько саморегулируемые организации способны сегодня принять участие в формировании законов и другой деятельности, влияющей на их существование.
Саморегулирование строительного бизнеса появилось в июле 2008 года, когда были внесены соответствующие изменения в Градостроительный кодекс РФ. С 01.01.2010 года все юридические лица и индивидуальные предприниматели, выполняющие инженерные изыскания, осуществляющие подготовку проектной документации или строительство, должны были стать членами соответствующей саморегулируемой организации (СРО) в сфере строительства, проектирования или инженерных изысканий. СРО, в свою очередь, объединены в Национальные объединения, соответственно, строителей, проектировщиков или изыскателей - для решения общих задач: разработки и отстаивания на самом высоком уровне единой позиции по различным вопросам. На сегодняшний день институту саморегулирования исполнилось уже 2 года и, казалось бы, нужно подвести предварительные итоги его введения.
Но прежде, чем это сделать, предлагаю вспомнить о том, с чего начиналось саморегулирование в строительстве. Была необходима система, которая бы обеспечивала в строительстве безопасность, качество строительных работ и ответственность строителей, проектировщиков и изыскателей за допущенные ими недостатки в своей работе. В результате многочисленных совещаний органы государственной власти и профессиональное сообщество строительного комплекса пришли к выводу, что такой системой может стать саморегулирование. Это решение соответствовало концепции административной реформы России по передачи избыточных функций государственного регулирования в различных отраслях экономики саморегулируемым организациям.
Справедливости ради, нужно отметить, что такое решение было в штыки воспринято частью строительного сообщества по вполне обоснованным причинам. Предыдущие решения государства по отмене сложившейся в советское время системе государственного технического регулирования в строительстве привело к большим проблемам, поскольку новая система не была создана. И к новой реформе в строительстве все относились с опаской, к тому же она требовала значительных финансовых вложений со стороны самих строителей, проектировщиков и изыскателей. Против реформы были и многие чиновники. Тем не менее, несколько лет разрабатывался закон, который в итоге был принят Государственной Думой ФС РФ 2 июля 2008 года в виде изменений в Градостроительный кодекс России, затем одобрен Советом Федерации ФС РФ, подписан Президентом РФ и вступил в силу 25 июля 2008 года.
СРО призваны осуществлять экспертные проверки своих членов – строительных, проектных и изыскательских организаций и индивидуальных предпринимателей, выдавать им разрешения на работы, участвовать в разработке технических регламентов и стандартов деятельности в сфере строительства, обеспечивать и улучшать эффективность повышения квалификации строителей. Таким образом, должны обеспечиваться безопасность и качество строительства. Кроме этого, СРО были призваны создать систему имущественной ответственности своих членов (через формирование компенсационного фонда и системы страхования гражданской ответственности перед третьими лицами в случае причинения последним вреда из-за недостатков своих работ). Этим должна обеспечиваться ответственность строителей, проектировщиков и изыскателей. Саморегулирование должно было стать принципиальным решением существующих проблем в строительной сфере.
При этом у органов государственной власти по-прежнему сохранились огромные полномочия в данной области. Они осуществляют государственный строительный надзор, следят за деятельностью самих СРО, разрабатывают и утверждают перечень видов работ, которые относятся к сфере действия СРО. Предполагалось, что только эти работы оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства. Остальные работы можно выполнять без членства в СРО.
Что мы видим сегодня? На первый взгляд первичные задачи саморегулирования выполнены:
Однако стоит присмотреться, и проблемы возникают одна за другой.
В настоящее время основная деятельность многих СРО заключается в выдаче свидетельств о допуске к работам, заменяющих ранее действовавшие лицензии. Но все мы прекрасно понимаем, что от выдачи свидетельств у строителей, проектировщиков и изыскателей не станет больше работы, не будет положено ни одного дополнительного кирпича, не решатся многочисленные проблемы, связанные с государственными и муниципальными заказами. Выдача свидетельств и проверки – это лишь обязанность, которую на СРО возложил закон. Но саморегулируемые организации должны не только спрашивать со своих членов, но и помогать им. Помогать решать проблемы с упомянутыми заказами, например, путем вхождения в состав конкурсных комиссий, хотя бы с правом совещательного голоса, и тем самым обеспечивать их большую объективность; помогать изменять законодательство так, чтобы оно повернулось, наконец-то, лицом к строителям, проектировщикам и изыскателям и т.д. Все это и называется участием гражданского общества в управлении делами государства, это и называется саморегулированием – когда проблемные вопросы конкретной отрасли решаются сообща участниками этой отрасли.
24 ноября СРО "МиР" совместно с Центробанком провела вебинар, посвященный анализу отчета бюро кредитных историй (БКИ), который составляется для расчета показателей долговой нагрузки (ПДН). Соответствующая информация появилась на сайте саморегулятора.
Президент НОСТРОЙ Антон Глушков сообщил журналистам о том, что Нацобъединение выступило против инициативы Минфина о снижении взносов в компфонды СРО. По мнению спикера, данная мера не окажет значительной поддержки. При это у НОСТРОЙ имеются свои предложения. Так, Нацобъединение рекомендует на 50% увеличить предельные...
Президент Ассоциации букмекерских контор Дарина Денисова рассказала нашему порталу о том, как индустрия ставок переживает 2022 год. По ее словам, букмекерство привыкло работать в стрессовых условиях. Так, пандемия и приостановленные из-за нее спортивные соревнования не смогли значительно навредить букмекерам и рынок...
Наш постоянный эксперт - президент Ассоциации букмекерских контор Дарина Денисова рассказала о том, чем сегодня живет рынок букмекеров, как переживает реформу отраслевой саморегулятор.
На ежегодной конференции организованной Саморегулируемой организацией Ассоциацией Балтийский строительный комплекс, поднимаются приемущественно вопросы затрагивающие основные проблемы связанные с институтом саморегулирования в строительной сфере.
С 01 июля 2017 года, вступает в силу нормативный акт, регулирующий контрольную деятельность СРО, в соответствии с которым вводиться риск-ориентированный подход при контрольной деятельности членов СРО. Проверки СРО в строительной сфере, компаний и ИП осуществляющих деятельность на особо опасных, уникальных и технически...
29 декабря состоится Окружная конференция членов Национального объединения строителей, зарегистрированных на территории Санкт-Петербурга. Делегаты утвердят План-смету координатора на 2023 год, а также выдвинут своих представителей в профильные комитеты НОСТРОЙ. Соответствующая информация появилась на сайте НОСТРОЙ.
28 декабря состоится Окружная конференция членов НОСТРОЙ, зарегистрированных на территории Уральского федерального округа. Местные СРО заочно рассмотрят план-смету координатора. Соответствующая информация появилась на сайте Нацобъединения.
За сохранение саморегулирования, в том виде в котором оно существует в данный момент 0% (0)
За сохранение саморегулирования, при условии внесения кардинальных изменений 0% (0)
За возвращение лицензирования, в том виде в котором оно существовало до 2009 года 0% (0)
За использование одновременно двух механизмов: лицензирования и страхования 0% (0)
За отказ от саморегулирования и введение механизма страхования 0% (0)
За отказ от любых регулятивных механизмов в строительной сфере 0% (0)
Вопрос: Может ли иностранная компания вступить в СРО строительной сферы без регистрации в ФНС филиала иностранной фирмы?
Ответ:
Вопрос: Можно ли вернуть взнос в компенсационный фонд?
Ответ:
ОТДЕЛ ВСТУПЛЕНИЯ В СРО
Телефоны:
8-800-555-30-74 вся Россия (звонок бесплатный)
тел.: +7 (812) 934-32-33 (Санкт-Петербург)
тел.: +7 (499) 391-36-33 (Москва)
тел.: +7 (861) 292-32-33 (Краснодар)
тел.: +7 (343) 361-36-33 (Екатеринбург)
тел.: +7 (391) 214-92-33 (Красноярск)
тел.: +7 (423) 201-68-33 (Владивосток)
e-mail:info@all-sro.ru
skype: all-sro.ru
Подробнее...
Этот сайт использует файлы cookies в рамках предоставления социальных сетевых услуг, а также для анализа посещаемости веб-сайта. Пользуясь настоящим веб-сайтом, вы выражаете согласие с сохранением и использованием cookies.
Подробнее о правилах пользования сайтом и персональных данных