20 марта в Москве состоялось Всероссийское совещание саморегулируемых организаций в области энергетического обследования. Оно проходило в Аналитическом центре при Правительстве Российской Федерации.
Основной целью Совещания была попытка дать объективную оценку итогам реализации федерального закона №261-ФЗ «Об энергосбережении…» в части проведения энергетических обследований. Также на встрече обсуждались барьеры, препятствующие массовому использованию энергосервиса. Помимо этого представителями сообщества были сформированы предложения по развитию энергоэффективности в России.
По итогам Всероссийского совещания СРО в области энергетического обследования была составлена резолюция. В ней, в частности, обращается внимание, что история энергетического обследования в современной России началась с принятия Федерального закона №28-ФЗ в 1996 году. Несмотря на высокий порог обязательности энергетических обследований (потребление 6000 т.у.т./год), с его помощью удалось многого достичь: в период 1997-2004 г.г. были разработаны нормативно-технические документы, включая ГОСТы по энергоэффективности, и энергетический паспорт промышленного потребителя, а также Энергетический паспорт предприятий ТЭК России. В тот период проведение обследований заказывали по большей части те, кому они были нужны, что в результате отразилось на качестве документов. Также было подготовлено много технических регламентов для промышленного сектора. Именно тогда была сформирована база энергосберегающих технологий в крупных холдингах и корпорациях – Газпром, РАО ЕЭС России, Лукойл и т.д.
По информации сообщества, до ликвидации Госэнергонадзора в стране существовало более 2000 энергоаудиторских компаний, которые обеспечивали проведение энергетического обследования всех Российских организаций, потребляющих более 6000 т.у.т./год. Качество энергетического обследования в то время достигалось благодаря заинтересованности заказчика в итогах энергетического обследования, стандартизации энергетического обследования под цели Заказчика, регламентации требований к энергоаудиторам (квалификация, приборный парк и т.д.).
В 2009 году энергоаудиторских организаций осталось не более 300, а принятый Закон №261-ФЗ, как отмечается в итоговой резолюции, увеличил объем обследуемых юридических лиц в сотни раз, но не предусмотрел механизмы реализации важнейших аспектов:
– в информационном обеспечении потенциальных Заказчиков отсутствовало понимание и мотивация;
– в системе подготовки и переподготовки ответственных за энергосбережение (в ходе реализации выявилась полная некомпетентность со стороны Заказчиков и полное отсутствие контроля за исполнителями);
– в финансировании энергетических обследований и внедрения мероприятий (паспортизация без обеспечения и контроля реализации);
– уполномоченным органом до сих пор не разработаны единые требования к стандартам профессиональной деятельности.
«Законом №261-ФЗ были расставлены ошибочные приоритеты в политике энергосбережения: на первое место встали региональные и муниципальные программы энергосбережения, затем установка приборов учета и на последнем месте – энергетическое обследование. Результатом стали декларативные программы энергосбережения, не основанные на фактических данных, энергетические паспорта без эффективных мероприятий, полный провал сроков оснащения приборами учета», – говорится в обращении.
Также в резолюции обращается внимание на тот факт, что система энергетических обследований была впервые организована при участии саморегулируемых организаций. За 4 года реализации закона в России появилось 156 СРО. Две трети из них зарекомендовали себя как действующие, осуществляющие сбор и отправку энергетических паспортов в Минэнерго России. Таким образом, профессиональное сообщество проявило активность и самоорганизовалось.
«Вместе с тем, нормативное регулирование в большинстве случаев проявилось лишь в конце установленного срока проведения обязательного обследования: в начале 2013 года заработала процедура электронного приема энергетических паспортов; не были официально приняты и доведены до СРО требования к заполнению энергетического паспорта, что привело к непрозрачности требований, лишней работе и непониманию на рынке, в т.ч. среди организаций-заказчиков. Это в определенной степени дискредитировало кампанию по обязательным энергетическим обследованиям. Итогом реализации требований закона за 4 полных года стала повальная паспортизация учреждений при формализации результатов энергетического обследования, декларативные программы энергосбережения городов и регионов, десятки миллиардов неэффективного расходования бюджетных средств. Изложенное сделало невозможным использование паспортов для последующего повышения энергоэффективности у заказчика, привело к полному провалу сроков оснащения приборами учета», – сообщается в резолюции.
Также у представителей отраслевого сообщества вызывает недоумение тот факт, что ответственность за неудовлетворительное исполнение этого Закона №261-ФЗ и государственной программы энергосбережения до 2020 года, как ни странно, пытаются возложить на саморегулируемые организации в области энергетического обследования. Принятые и планируемые изменения в федеральном законодательстве об энергосбережении предполагают переход от обязательного энергетического обследования к добровольному и это при том, что за 4 года государство так и не заинтересовало бюджетный сектор в энергосбережении.
Энергетическое обследование, отмечают отраслевики, – это не столько расчет потенциала энергосбережения и разработка перечня мероприятий, это, прежде всего, первый этап привлечения инвестиций в сферу производства, транспортировки и потребления энергетических ресурсов. Данные энергетического обследования должны стать источником информации об энергопотреблении, требуемой для сбора, систематизации и обработки в интересах государства, частных инвесторов, энергосервисных компаний, производителей и поставщиков энергоэффективного оборудования, и без которой невозможно принятие обоснованных решений о капитальных вложениях в объекты.
«Принятые в декабре 2013 года изменения в Закон №261-ФЗ и планируемая законопроектная работа уполномоченных органов власти направлены на исключение из сферы обязательного энергетического обследования не менее 70% рынка, что неминуемо приведет к 40-50 тысячам безработных инженеров и специалистов, распаду сложившегося сектора экономики по производству, продвижению, монтажу и эксплуатации энергосберегающего оборудования, риску не реализации государственных, региональных и муниципальных программ в области энергетической эффективности», – говорится обращении.
Профессиональное сообщество, обеспокоенное внесенными изменениями и сведениями о планируемых изменениях государственной политики по энергосбережению, считает необходимым довести до сведения органов исполнительной и законодательной власти всех уровней свои предложения по совершенствованию системы проведения энергетических обследований. Всего их получилось семь.
1. Внести изменение в закон №261-ФЗ в части определения энергетического обследования: Энергетическое обследование (энергоаудит) – регулярное исследование объектов, производящих, транспортирующих и потребляющих энергетический ресурс с целью получения достоверных данных о потреблении энергетических ресурсов, анализа их энергетической эффективности, разработки предложений по модернизации, расчета экономического эффекта и сроков окупаемости.
«В настоящее время, все, что касается обязательного энергетического обследования, вытекает из его определения, установленного в ст. 2 Закона №261-ФЗ «Об энергосбережении …», и заключается в сборе данных для отражения в энергетическом паспорте. В любом случае следует признать, что без комплексного подхода и анализа энергопотребления, хотя бы на уровне муниципального образования, ни энергоаудит, ни внедрение энергосберегающих технологий не принесут должного экономического эффекта», – говорится в пояснении к инициативе.
2. Определить энергетическое обследование (энергоаудит), как прикладную научно-исследовательскую работу, регулируемую Федеральным законом от 23.08.1996 N 127-ФЗ (ред. от 02.11.2013) «О науке и государственной научно-технической политике».
В действительности качественный энергоаудит - это способ познания неизвестных заказчику взаимосвязей между энергетическим оборудованием (предметами) и эффективным использованием ТЭР и воды (событиями в энергохозяйстве), отмечают отраслевики.
3. Сохранить введенный в Законе №261-ФЗ принцип обязательности энергетических обследований на законодательном уровне, довести компанию по обязательным энергообследованиям до конца и по мере очевидной необходимости законодательно и/или нормативно совершенствоваться с учетом отечественного и мирового опыта.
При сохранении существующих групп обязательности обследования дополнить обязательностью инвестиционного энергоаудита в отношении зданий перед их капремонтом и/или вводом новых зданий в эксплуатацию, любом освоении инвестиций при модернизации зданий, оборудования, технологических процессов.
«Отказываясь от обязательного энергетического обследования, при отсутствии заинтересованности бюджетного сектора в энергосбережении, и проведении его лишь на 50%, государство проявляет явную непоследовательность, что усугубляет понимание региональными и муниципальными служащими государственной политики и «правил игры», без чего невозможно создание условий для частных инвестиций.
Переход от обязательной паспортизации к обязательному инвестиционному энергоаудиту позволит повысить качество расчетов и индикаторов энергетической эффективности, что будет способствовать привлечению в данную сферу инвестиций», – говорится в комментарии к третьему пункту.
4. Стандартизировать профессию «энергоаудитор» в соответствии с Порядком разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов, устанавливаемых Правительством Российской Федерации, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (в соответствии с федеральным законом от 3 декабря 2012 года № 236-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс РФ и статью 1 федерального закона «О техническом регулировании»).
Представители профессионального сообщества считают, что «как только профессия будет стандартизирована, Министерство образования и науки Российской Федерации сможет разработать программу подготовки и переподготовки кадров. Опыт проведения энергетических обследований показал необходимость градации уровня подготовки и допуска энергоаудиторов к различным объектам обследования».
5. За счет средств текущего года, выделенных на научно-исследовательские работы, Минэнерго России провести конкурсы на разработку классификации стандартов профессиональной деятельности в области энергетического обследования, требований к стандартам СРО в области энергетического обследования.
«В период с 2009 по 2013 год Минэнерго России провело конкурсы на разработку научно-исследовательских работ на общую сумму 690 млн рублей, сводившихся к анализу материалов, законодательства, достигнутых результатов.
В сферу энергетического обследования и энергоэффективности вовлечено большое количество ВУЗов, которые готовы с учетом опыта проведения обследований подготовить материалы по стандартизации энергетического обследования», – сообщают энергоаудиторы.
6. Создать при Общественном совете Минэнерго России рабочую группу по совершенствованию нормативно-правовой базы в области энергоэффективности из представителей профессионального сообщества.
7. Расширить сферу деятельности саморегулируемых организаций в области энергетического обследования, включив в нее экспертизу энергетической эффективности оборудования, энергетическую паспортизацию жилых и административных зданий, обязательность энергетического обследования при сдаче зданий в эксплуатацию.
Представители сообщества отмечают, что практика энергетических обследований по 261-ФЗ показала, что деятельность энергоаудитора не может быть ограничена только выполнением энергетических обследований. По их мнению, необходим переход от формата энергоаудита к формату инвестирования энергосбережения. Для успешной реализации данного направления предлагается создать «Систему управления энергетической эффективностью».
«Настоящим представители саморегулируемых организаций в области энергетического обследования выражают единое мнение о важности и необходимости сохранения и развития системы обязательных и добровольных энергетических обследований.
Участники готовы объединить усилия по развитию и реализации предложений резолюции Всероссийского совещания саморегулируемых организаций в области энергетического обследования», – говорится в тексте резолюции.
В целях реализации документа профессиональное сообщество взяло на себя обязательство разработать дорожную карту развития энергосбережения и повышения энергетической эффективности хозяйственного комплекса Российской Федерации.
Диана Шуняева
Специально для Информационного портала «Всё о саморегулировании» (Всё о СРО)
www.all-sro.ru
24 ноября СРО "МиР" совместно с Центробанком провела вебинар, посвященный анализу отчета бюро кредитных историй (БКИ), который составляется для расчета показателей долговой нагрузки (ПДН). Соответствующая информация появилась на сайте саморегулятора.
Президент НОСТРОЙ Антон Глушков сообщил журналистам о том, что Нацобъединение выступило против инициативы Минфина о снижении взносов в компфонды СРО. По мнению спикера, данная мера не окажет значительной поддержки. При это у НОСТРОЙ имеются свои предложения. Так, Нацобъединение рекомендует на 50% увеличить предельные...
Президент Ассоциации букмекерских контор Дарина Денисова рассказала нашему порталу о том, как индустрия ставок переживает 2022 год. По ее словам, букмекерство привыкло работать в стрессовых условиях. Так, пандемия и приостановленные из-за нее спортивные соревнования не смогли значительно навредить букмекерам и рынок...
Наш постоянный эксперт - президент Ассоциации букмекерских контор Дарина Денисова рассказала о том, чем сегодня живет рынок букмекеров, как переживает реформу отраслевой саморегулятор.
На ежегодной конференции организованной Саморегулируемой организацией Ассоциацией Балтийский строительный комплекс, поднимаются приемущественно вопросы затрагивающие основные проблемы связанные с институтом саморегулирования в строительной сфере.
С 01 июля 2017 года, вступает в силу нормативный акт, регулирующий контрольную деятельность СРО, в соответствии с которым вводиться риск-ориентированный подход при контрольной деятельности членов СРО. Проверки СРО в строительной сфере, компаний и ИП осуществляющих деятельность на особо опасных, уникальных и технически...
29 декабря состоится Окружная конференция членов Национального объединения строителей, зарегистрированных на территории Санкт-Петербурга. Делегаты утвердят План-смету координатора на 2023 год, а также выдвинут своих представителей в профильные комитеты НОСТРОЙ. Соответствующая информация появилась на сайте НОСТРОЙ.
28 декабря состоится Окружная конференция членов НОСТРОЙ, зарегистрированных на территории Уральского федерального округа. Местные СРО заочно рассмотрят план-смету координатора. Соответствующая информация появилась на сайте Нацобъединения.
За сохранение саморегулирования, в том виде в котором оно существует в данный момент 0% (0)
За сохранение саморегулирования, при условии внесения кардинальных изменений 0% (0)
За возвращение лицензирования, в том виде в котором оно существовало до 2009 года 0% (0)
За использование одновременно двух механизмов: лицензирования и страхования 0% (0)
За отказ от саморегулирования и введение механизма страхования 0% (0)
За отказ от любых регулятивных механизмов в строительной сфере 0% (0)
Вопрос: Может ли иностранная компания вступить в СРО строительной сферы без регистрации в ФНС филиала иностранной фирмы?
Ответ:
Вопрос: Можно ли вернуть взнос в компенсационный фонд?
Ответ:
ОТДЕЛ ВСТУПЛЕНИЯ В СРО
Телефоны:
8-800-555-30-74 вся Россия (звонок бесплатный)
тел.: +7 (812) 934-32-33 (Санкт-Петербург)
тел.: +7 (499) 391-36-33 (Москва)
тел.: +7 (861) 292-32-33 (Краснодар)
тел.: +7 (343) 361-36-33 (Екатеринбург)
тел.: +7 (391) 214-92-33 (Красноярск)
тел.: +7 (423) 201-68-33 (Владивосток)
e-mail:info@all-sro.ru
skype: all-sro.ru
Подробнее...
Этот сайт использует файлы cookies в рамках предоставления социальных сетевых услуг, а также для анализа посещаемости веб-сайта. Пользуясь настоящим веб-сайтом, вы выражаете согласие с сохранением и использованием cookies.
Подробнее о правилах пользования сайтом и персональных данных