В 2018 году необходимость определения новых подходов к регулированию предпринимательских отношений, развитию экономики страны стала более чем очевидной. С 2013 года по 2017 год темп роста объема мировой экономики (валовый мировой продукт) существенно превысил темп роста объема экономики Российской Федерации. С такой динамикой развития национальной экономики не решить стратегические задачи по ее вхождению в пятерку крупнейших экономик мира, обеспечению темпов экономического роста выше мировых1.
Исходя из «Стратегии национальной безопасности Российской Федерации»2, «Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года»3, важно устранить или уменьшить влияние негативных факторов, сдерживающих развитие экономики, таких как недостаточная эффективность государственного управления, низкая производительность труда, невысокое качество продукции, недобросовестная конкуренция, коррупция, недостаточная конкурентоспособность организаций, компаний, административные барьеры, избыточное давление органов власти на субъекты, осуществляющие хозяйственную деятельность4.
Недостаточная эффективность государственного управления, как видно из доклада Центра стратегических разработок «Эффективность управления государственной собственностью в 2018-2024 годах и до 2035 года», приводит к увеличению доли государственного сектора в экономике, которая уже составляет 46%, подменяет рыночные механизмы регулирования использованием административного ресурса, неформально огосударствливает частный сектор5.
Сокращение доли частного сектора в экономике, применение административных методов и недостаточная эффективность государственных предприятий не приведут к повышению эффективности, конкурентоспособности, привлекательности российской экономики и не позволят экономике страны войти в число пяти ведущих держав мира по уровню экономического развития.
В свою очередь повышение эффективности государственного управления происходит в результате развития рыночных механизмов, изменения требований, правил, стандартов предпринимательской деятельности, норм права. На решение этих задач было направлено развитие в стране саморегулируемых организаций. В 2003 году развитие саморегулируемых организаций Указом Президента Российской Федерации6 рассматривалось в числе приоритетных направлений развития административной реформы. В 2007 году был принят Федеральный закон от 01.12.2007 №315-ФЗ «О саморегулируемых организациях»7.
К 2018 году количество саморегулируемых организаций в общем количестве некоммерческих организаций составило 0,6%8. Закономерен вопрос: «Почему в период с 2003 года по 2018 год ни в одной отрасли экономики не была выполнена стратегическая задача по обеспечению приоритетного развития саморегулируемых организаций? И все ли было сделано для решения поставленной задачи на законодательном уровне?».
Для того, чтобы стратегические задачи выполнялись, должна быть заложена правовая основа, обеспечивающая возможность их выполнения. Нормы Федерального закона от 01.12.2007 г. № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях» должны соответствовать требованиям Федерального закона от 28.06.2014 года № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации»9, нормам Конституции Российской Федерации, принятым правовым актам Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, другим нормативным актам.
Согласно Федеральному закону от 28.06.2014 г. № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации», целеполагание - ключевое положение, определяющее направления развития социально-экономических процессов. Целеполагание начинается с постановки задач, на решение которых должна быть направлена деятельность органов власти, субъектов экономической деятельности. Вопреки требованиям Федерального закона от 28.06.2014г. № 172-ФЗ, логике здравого смысла, Федеральный закон от 01.12.2007 г. № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях» не содержит ни задач, ни целей деятельности органов государственной власти в области саморегулирования. Нет в нем основных направлений деятельности органов власти, принципов организации деятельности саморегулируемых организаций, основных понятий. Нет в нем и задач, которые должны решать саморегулируемые организации.
Саморегулируемая организация - это ассоциация (союз), включенная в государственный реестр саморегулируемых организаций. Согласно п. 1 ст. 121 «Основные положения об ассоциациях (союзах)» ГК РФ10, «ассоциацией (союзом) признается объединение юридических лиц и (или) граждан, основанное на добровольном или в установленных законом случаях на обязательном членстве и созданное для представления и защиты общих, в том числе профессиональных, интересов для достижения общественно полезных, а также иных, не противоречащих закону и имеющих некоммерческий характер целей».
Включение в государственный реестр саморегулируемых организаций ассоциаций (союзов) не изменяет их организационно-правовой формы, но дополнительно определяет задачи, на решение которых должны быть направлены действия саморегулируемых организаций. Это - разработка, установление стандартов, правил, требований для организации деятельности членов саморегулируемых организаций и организации контроля за их деятельностью. Правовое обеспечение стратегии развития саморегулируемых организаций определяет возможность достижения стратегических задач, на решение которых направлены действия саморегулируемых организаций и их членов. Эти задачи могут дополняться.
В настоящее время важным направлением в развитии саморегулируемых организаций является - выполнение задач, определенных Указом Президента Российской Федерации «Об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции» от 27.12.2017 года № 618-ФЗ11 и Федеральным законом от 25.12.2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»12:
- приоритетное развитие добросовестной конкуренции;
- принятие мер, направленных на предупреждение коррупции.
С учетом вышеизложенного задачи, определенные Указом Президента РФ13 и Федеральным законом «О противодействии коррупции»14 должны стать стратегическими задачами развития саморегулируемых организаций. Для обеспечения приоритетного развития саморегулируемых организаций в экономике деятельность саморегулируемых организаций должна быть направлена на решение следующих стратегических задач развития саморегулируемых организаций:
1. Защита и представление интересов членов саморегулируемых организаций.
2. Разработка и установление правил, требований, стандартов деятельности членов саморегулируемых организаций.
3. Обеспечение дополнительной имущественной ответственности членов саморегулируемых организаций перед потребителями производимых товаров (работ, услуг) и иными лицами. Контроль за деятельностью членов саморегулируемых организаций.
4. Содействие развитию добросовестной конкуренции, повышению ответственности деятельности членов саморегулируемой организации.
5. Проведение оценки состояния конкуренции, эффективности государственной политики по развитию конкуренции.
6. Использование механизма общественного контроля за деятельностью органов государственной власти и местного самоуправления для выявления фактов и действий, направленных на ограничение конкуренции и создание необоснованных административных барьеров.
7. Взаимодействие с государственными органами по вопросам противодействия коррупции и формирования в обществе негативного отношения к коррупционному поведению и проявлениям актов недобросовестной конкуренции и экономической деятельности, направленной на монополизацию.
Для решения столь важных для развития российской экономики задач нормы федерального законодательства должны быть направлены на создание правового механизма, способствующего их достижению, инфраструктуры поддержки, мер, стимулирующих деятельность саморегулируемых организаций, увеличение их количества и роли в формировании правил предпринимательской, профессиональной деятельности. Развитие саморегулируемых организаций – рыночный механизм защиты предпринимателей, потребителей, регулирование предпринимательских отношений. Саморегулируемые организации – основа гражданского общества и повышения эффективности государственной политики и государственного регулирования экономикой. Но пока что неэффективные нормы права, административные барьеры сдерживают развитие саморегулируемых организаций и отечественной экономики.
Председатель Правления Межрегиональной общественной организации
«Федерация содействия развитию саморегулирования и обеспечению безопасности и качества работ
в сфере инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования и строительства» (МОО «ФССБК»),
д.э.н., академик Международной академии информатизации Ю. И. Мхитарян
Специально для Информационного портала «Все о саморегулировании»
(Все о СРО)
www.all-sro.ru
1 Указ Президента РФ от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года».
2 Указ Президента РФ от 31.12.2015 № 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации».
3 Указ Президента РФ от 13.05.2017 № 208 «О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года».
4 Указ Президента РФ от 23.07.2003 № 824 «О мерах по проведению административной реформы в 2003 - 2004 годах».
5 Коммерсант.ru, 2 июля 2018 года «Слишком много государства/ЦСР беспокоит сокращение частного сектора».
6 Указ Президента РФ от 23.07.2003 № 824 «О мерах по проведению административной реформы в 2003 - 2004 годах».
7 Федеральный закон от 01.12.2007 № 315-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «О саморегулируемых организациях» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2016).
8 Ю.И. Мхитарян - «Правовые аспекты саморегулирования и повышение эффективности экономики Российской Федерации в XXI веке»: монография/ Ю.И. Мхитарян – М.: Издательский центр «Интерэкомс», 2017.
9 Федеральный закон от 28.06.2014 года № 172-З «О стратегическом планировании в Российской Федерации».
10 Гражданский кодекс Российской Федерации.
11 Указ Президента Российской Федерации «Об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции» от 27.12.2017 года № 618-ФЗ.
12 Федеральный закон «О противодействии коррупции» от 25.12.2008 № 273-ФЗ.
13 Указ Президента Российской Федерации «Об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции» от 27.12.2017 года № 618-ФЗ.
14 Федеральный закон «О противодействии коррупции» от 25.12.2008 № 273-ФЗ.
24 ноября СРО "МиР" совместно с Центробанком провела вебинар, посвященный анализу отчета бюро кредитных историй (БКИ), который составляется для расчета показателей долговой нагрузки (ПДН). Соответствующая информация появилась на сайте саморегулятора.
Президент НОСТРОЙ Антон Глушков сообщил журналистам о том, что Нацобъединение выступило против инициативы Минфина о снижении взносов в компфонды СРО. По мнению спикера, данная мера не окажет значительной поддержки. При это у НОСТРОЙ имеются свои предложения. Так, Нацобъединение рекомендует на 50% увеличить предельные...
Президент Ассоциации букмекерских контор Дарина Денисова рассказала нашему порталу о том, как индустрия ставок переживает 2022 год. По ее словам, букмекерство привыкло работать в стрессовых условиях. Так, пандемия и приостановленные из-за нее спортивные соревнования не смогли значительно навредить букмекерам и рынок...
Наш постоянный эксперт - президент Ассоциации букмекерских контор Дарина Денисова рассказала о том, чем сегодня живет рынок букмекеров, как переживает реформу отраслевой саморегулятор.
На ежегодной конференции организованной Саморегулируемой организацией Ассоциацией Балтийский строительный комплекс, поднимаются приемущественно вопросы затрагивающие основные проблемы связанные с институтом саморегулирования в строительной сфере.
С 01 июля 2017 года, вступает в силу нормативный акт, регулирующий контрольную деятельность СРО, в соответствии с которым вводиться риск-ориентированный подход при контрольной деятельности членов СРО. Проверки СРО в строительной сфере, компаний и ИП осуществляющих деятельность на особо опасных, уникальных и технически...
29 декабря состоится Окружная конференция членов Национального объединения строителей, зарегистрированных на территории Санкт-Петербурга. Делегаты утвердят План-смету координатора на 2023 год, а также выдвинут своих представителей в профильные комитеты НОСТРОЙ. Соответствующая информация появилась на сайте НОСТРОЙ.
28 декабря состоится Окружная конференция членов НОСТРОЙ, зарегистрированных на территории Уральского федерального округа. Местные СРО заочно рассмотрят план-смету координатора. Соответствующая информация появилась на сайте Нацобъединения.
За сохранение саморегулирования, в том виде в котором оно существует в данный момент 0% (0)
За сохранение саморегулирования, при условии внесения кардинальных изменений 0% (0)
За возвращение лицензирования, в том виде в котором оно существовало до 2009 года 0% (0)
За использование одновременно двух механизмов: лицензирования и страхования 0% (0)
За отказ от саморегулирования и введение механизма страхования 0% (0)
За отказ от любых регулятивных механизмов в строительной сфере 0% (0)
Вопрос: Может ли иностранная компания вступить в СРО строительной сферы без регистрации в ФНС филиала иностранной фирмы?
Ответ:
Вопрос: Можно ли вернуть взнос в компенсационный фонд?
Ответ:
ОТДЕЛ ВСТУПЛЕНИЯ В СРО
Телефоны:
8-800-555-30-74 вся Россия (звонок бесплатный)
тел.: +7 (812) 934-32-33 (Санкт-Петербург)
тел.: +7 (499) 391-36-33 (Москва)
тел.: +7 (861) 292-32-33 (Краснодар)
тел.: +7 (343) 361-36-33 (Екатеринбург)
тел.: +7 (391) 214-92-33 (Красноярск)
тел.: +7 (423) 201-68-33 (Владивосток)
e-mail:info@all-sro.ru
skype: all-sro.ru
Подробнее...
Этот сайт использует файлы cookies в рамках предоставления социальных сетевых услуг, а также для анализа посещаемости веб-сайта. Пользуясь настоящим веб-сайтом, вы выражаете согласие с сохранением и использованием cookies.
Подробнее о правилах пользования сайтом и персональных данных